?

Log in

No account? Create an account

istvan_kovacs


контакт цивилизаций


Previous Entry Share
"Сила искусства"
istvan_kovacs

Немного о силе “искусства”

Причём “из всех искусств для нас важнейшим является кино” вспомнилось в связи с годовщиной освобождения Украины от фашизма. Майданные силы отчасти тоже решили вспомнить дату, на всякий – не одних же отморозков нужно мобилизовывать на выборы – там-сям отчаянно пытаясь проводить паралели меж освобождением от нацистов с будущей перемогой над рашистами, да ещё почему-то непременно сваливаясь в реверансы в сторону УПА. Решил посмотреть, как это получается и заглянул на страницу Порошенко.

"74 роки минуло від дня вигнання нацистських окупантів з України" – и нацисты каким-то образом выгнались украинцами, многие из которых отдали свои жизни за свободу европейского континента, пишет украинский президент. Это ясно, обратил внимание лишь на то, как дамочка заполонила комменты пана президента под записью возмущением, что праздновать нечего, ибо Україна не 'була звільнена від нацистських окупантів', а перейшла з нацистської окупації під рашистську. К этому подтянулись другие дамы, и начали вспоминать, как простий український селянин, мобілізований російськими комісарами, озброєний цеглиною, і гнаний під дулами російських заградотрядов на німецьке кулеметне гніздо... Стоп, какая цеглина – про сапёрную лопату все знают, винтовку на двоих/троих тоже, а “цеглина” – это в каком таком фильме было? Скорее, в голове просто мешанина образов, и написали бы про булыжник, но булыжник – священнное орудие майдаунов (о фразе по пролетариату вряд ли дамы помнят), потому булыжник стал кирпичом, а подсознательно всё зафиксировано прежде некими художественными образами: возможно, сапёрной лопаткой Михалкова, а возможно, тем, что в определённом голливудском фильме шли в атаку без оружия.

Вообще фильм тот суммировал и внёс в сюжет уже наработанные штампы и фактически зафиксировал их в общественном сознании подобных дам, позже мутно всплывая к месту и не к месту. Хотя смотрел "Враг уу ворот" лишь где-то минут семь, их и перескажу. Включаю поздно вечером телеящик, вижу голливудкий фильм про войну – с того места, как новобранцев под грубые матюги усатых начальников переправляли в лодках через реку, там им давали одно ружьё на двоих, сказав, что потом пусть забирают у убитого товарища, и отправляют в атаку. Там толпа новобранцев попадает под плотный немецкий огонь и в панике отступает, пробегая мимо знаменитого фонтана, который как бы столь важная декорация, что усомнится в достоверности сюжета невозможно. Но не успевают пробежать метров сто отступающие, как их тут же полностью выкашивает пулемётный, если я хорошо помню, огонь заградотряда – если от от немецкого огня несколько человек упало, тот тут полегли все. Короче, вкратце увиденное показалось настолько примитивно противным, что минут через семь выключил – я, в принципе, могу смотреть фильмы, абстрагируясь от собственных взглядов и чувств, оценивая, какой может быть степень воздействия на целевую аудиторию, но тут уж примитивно до пошлости было – не выигрывают войну, выкашивая в какой-то неисстовой злобе своих целыми ротами, это каким же надо быть тупым для потребления сего, подумал я.

Каким же было удивление, когда через много-много лет встретил отзывы к этому фильму на киносайте: уже российские зрители толпами произносили панегирики этому фильму, как простой пипл, так и профкритики... Зачем-то вместе с неправдивостью и шаблонностью сюжета отмечают некие достоинства, типа задевает за живое стилистика, атмосфера, тематика... Многие же просто отмечают какую-то “реалистичность сюжета”. Комменты такие встречались от 15-летней давности до самого 2018-го.

Самое интересное, что на забугорных сайтах также встречал то же самое: о какой реалистичный фильм, этот “враг у ворот”. Уже на каком-то венгерском либеральном сайте читаю по поводу актуального обсуждения военной тематики, что благодаря амерам и ленд-лизу СССР и вывезла войну, иначе одна винтовка на двоих... То есть фиксируются нужные шаблоны как раз этого фильма, последний же оформлял уже готовые стереотипы.

Кстати, если все хорошо помнят – некоторые российские киноленты последних лет для массового зрителя встречали некоторый предварительный залп медиа: ааа, пропаганда, фуу... Бульбу, 888, Матч встретили именно так. Как бы нечего фиксировать чуждые стереотипы под увлекательное просматривание и попутное усваивание вражеского материала. А вот запрещать прокат "Враг у ворот", несмотря на настойчивые просьбы ветеранов, Госдума в начале 2000-ных наотрез отказалась.